Санкт-Петербург
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Мы хотим сделать МедиаПилот лучше. Посоветуйте нам сервисы, улучшения, новые инструменты.
 
Реклама

Главная / Аналитика и публикации / Поговорим /
Добавить в избранное
Версия для печати

К вам пришла налоговая проверка


28.07.2008

К вам пришла налоговая проверкаСегодня мы поговорим о том, на что обращают внимание налоговые органы при проведении камеральных и выездных налоговых проверок и как с этим жить. Компания, которая имеет возможность предвидеть реакцию налоговых органов на конкретные результаты хозяйственной деятельности, может с большей эффективностью скорректировать свои действия не только при подготовке налоговой и бухгалтерской отчетности, но и в ходе остальных этапов ведения предпринимательской деятельности (составление, заключение договоров, запрос и подготовка подтверждающих документов, представление пояснений и т. п.).

Для начала напомним, что 30.05.2007 г. ФНС России Приказом ММ-3-06/333 утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. На основе данной Концепции были подготовлены и опубликованы «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок» («Российский налоговый курьер», № 15, август, 2007). В данных документах, помимо прочего, указан ряд признаков, по которым можно сделать вывод, по крайней мере, предварительный, о том, насколько вероятно проведение выездной налоговой проверки в отношении конкретной компании. При этом очевидно, что налоговые органы получают абсолютное большинство необходимых сведений в результате проведения камеральных проверок на основе представляемых организацией налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. В связи с этим компаниям следует учитывать эти «рекомендации» уже на стадии подготовки документов, которые представляются в налоговые инспекции.  Остановимся на некоторых из предложенных ФНС критериев подробнее:

1.                 Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Средние значения налоговой нагрузки, рассчитываемые как отношение суммы налогов к бухгалтерской выручке (поскольку именно данный показатель используется в статистической отчетности) организации, по ключевым отраслям экономики приведены в приложении 1 к указанным критериям.

2.                 Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких (двух и более) налоговых периодов. При этом налоговые органы (как, впрочем, и финансовое ведомство) понимают, что зачастую убытки являются неотъемлемой частью процесса ведения предпринимательской деятельности, особенно на первоначальном этапе существования компании, а также при освоении новых рынков (по вопросам правомерности признания расходов при отсутствии доходов в конкретном налоговом периоде см., например, Письмо Минфина России от 08.12.2006 № 03-03-04/1/821, Письмо МНС России от 27.09.2004 N 02-5-11/162@ «По применению законодательства Российской Федерации», Письмо УФНС России по г. Москве от 26.12.2005 № 20-12/97013, Письмо УМНС России по г. Москве от 18.02.2004 № 26-08/10738 «О налоге на прибыль организаций», а также Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 366-О-П и от 04.06.2007 N 320-О-П). Однако согласно критериям, основанием для выездной налоговой проверки становятся именно неоднократные, последовательные финансовые потери.

3.                 Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев. Здесь необходимо заметить, что до недавнего времени в ситуации, когда у организации в определенном налоговом есть суммы НДС к вычету, но отсутствуют операции, облагаемые НДС, компании в целях снижения риска споров с налоговиками были вынуждены тщательно оценивать все «за» и «против» предъявления сумм НДС к вычету. Однако теперь налоговые органы также поддерживают точку зрения, что право на предъявление суммы НДС к вычету не зависит от факта наличия НДС к уплате (письмо УФНС РФ по г. Москве 19.04.2007 N 19-11/36204; см. также Постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 № 14996/05 по делу № А06-2102у-4/04нр, Постановления ФАС Московского округа от 21.06.2007, 25.06.2007 № КА-А40/5693-07 по делу № А40-68034/06-87-400 и от 20.06.2007 № КА-А40/4313-07 по делу № А40-4005/06-126-40).

4.                 Неоднократное (2 и более раза в течение календарного года)  приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. По мнению налоговых органов, критичным является 95-ти процентный уровень от  максимальных показателей, установленных законодательством.

5.                 Непредставление налогоплательщиком без объективных причин пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. В данном случае следует заметить, что направление письменного уведомления, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, является обязательным. В противном случае у налогоплательщика появится объективная причина непредставления пояснений.

6.                 Неоднократное (два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица) снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения. В данном случае имеется ввиду ситуации, когда компания в ходе выездной проверки подает в инспекцию заявление о смене юридического адреса на новый, относящийся к другой инспекции. Однако следует учитывать, что подозрения вызывают и те организации, которые меняют налоговый орган и не во время проведения в отношении нее выездной налоговой проверки.

Таким образом, руководствуясь указанными критериями с определенной долей вероятности можно предугадать действия налоговых инспекторов в указанных случаях. Соответственно, поскольку для вас это не будет сюрпризом, вы сможете в спокойной обстановке, без лишних нервов дать необходимые пояснения и представить документы.

Что же касается выездной налоговой проверки, то для того, чтобы избежать (или, по крайней мере, постараться это сделать) многочисленных претензий со стороны налоговых органов, следует учитывать следующие моменты. В частности, при оформлении документов (например, договоров) использование лишь общих формулировок, которые не раскрывают конкретное содержание и суть осуществленных работ или услуг, дает повод проверяющим для исключения расходов по таким договорам из налоговой базы по налогу на прибыль как экономически необоснованных (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.05.07 № А05-6495/2006-22). Однако, предмет договора, имеющий непосредственную связь с финансово-хозяйственной деятельностью организации, существенно снизит риск возникновения споров. Также распространенным основанием для претензий со стороны налоговых органов является отсутствие у налогоплательщика полного (по мнению проверяющих) комплекта документов. При этом если документов недостаточно, то инспекторы, как правило, запрашивают дополнительные документы. В то же время в данном случае может возникнуть ситуация, когда организация не представляет истребуемые документы по причине их конфиденциальности. Здесь обращаем внимание, что согласно позиции Конституционного суда РФ налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде имеет право представлять документы, которые, например, являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении компании к ответственности, а суд, в свою очередь, обязан исследовать соответствующие документы (см. определения от 04.06.07 № 320-О-П и от 12.07.06 № 267-О). Однако даже в случае непредставления запрашиваемых документов необходимо в письменной форме обосновать свой отказ либо, если документы отсутствуют, указать причины их отсутствия.

Наконец не стоит забывать и о психологическом факторе. Проверяющий такой же обычный человек. Установление с ним «личного контакта», неформальных отношений (например, можно поинтересоваться мнением инспектора о правильности отражения той или иной операции, особенно когда рассматриваемые способы не влияют на суммы исчисленных налогов, или спросить совета об особенностях учета будущих операций) в большинстве случаев помогает добиться положительного результата налоговой проверки. Не стоит воспринимать визит налоговых органов как стихийное бедствие – настройтесь на позитив. Это в любом случае избавит вас от никому не нужных волнений, а налоговая проверка пройдет комфортно, по крайней мере, для вас лично.

Финансовый директор.


17.08.2018
Любопытные факты о рекламе
1. Каждый год люди тратят на рекламу больше, чем пятьсот миллиардов долларов. Это по-настоящему огромная сумма денег. 2. Привычный для всех нас рекламный баннер впервы...
Подробнее
09.08.2018
Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажны...
Подробнее
09.08.2018
Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»
К чтению готовы Законопроект, предлагающий кардинально изменить правила размещения рекламы на Т, принят Г...
Подробнее
Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год